Дети с задержкой психического развития

3 Август 2012

Дети с задержкой психического развития

8 Дети с задержкой психического развитияРазные специалисты называют их на своем профессиональном жаргоне по-разному: «двоечники», «маргиналы», «гиперактивные», «дети с задержкой психического развития», «дети с девиантным поведением» — почти в каждом классе любой районной школы есть пара-тройка учеников, с которыми не знают что делать. Они прогуливают и срывают уроки, ничем не интересуются, никуда не хотят поступать, тычут карандашом в глаз соседу по парте и портят школьную статистику.

Диагноз ЗПР (задержка психического развития) пугает родителей, настораживает учителей и воспитателей. Они называют такого ребенка «особым», так как он отличается от своих сверстников в классе или детском саду. А родители начинают бить тревогу только, когда малыш уже находится на пороге школы. Обычно до этого времени замечаниям персонала детского сада мамы и папы не придают должного значения, считая, что их ребенок просто более подвижен (или заторможен), чем другие дети. И ему неинтересно на занятиях потому, сто взрослые не умеют найти к нему индивидуальный подход.

К сожалению, чем позже родители начинают исправлять ситуацию, тем сложнее малышу подтянуться до уровня своей возрастной нормы. Такому ребенку не под силу заниматься вместе со всеми. Он только мешает и отвлекает всех. Он может бегать по классу или прятаться под столом, пока другие в классе рисуют или лепят из пластилина. Или, напротив, будет долго копаться в портфеле, не в состоянии самостоятельно подготовиться к уроку.

Откуда берется ЗПР?

Почти в каждой группе детского сада и в каждом классе есть малыш с ЗПР. Вот несколько фактов, которые, по мнению специалистов, являются решающими в возникновении этой патологии. Это болезни мамы во время беременности, токсикозы, употребление алкоголя, лекарств, курение. Иногда тяжелые роды, удушье плода тоже являются причиной отклонений в развитии малыша. Если родители не уделяют ребенку с первых дней жизни достаточно внимания, он обязательно будет отставать в развитии от своих сверстников. Некоторые ученые считают, что если до трех лет у ребенка нет возможности развиваться вместе со сверстниками, он уже никогда не сможет в полной мере наверстать упущенные возможности.

Особенности ребенка с ЗПР

Дети, у которых в медкарте есть диагноз ЗПР, имеют сниженный темп психического развития. В возрасте 2х лет ребенок не говорит совсем, либо делает это неохотно. Его не интересуют игры, он не ищет внимания окружающих. Многие родители думают, что малыш перерастет и все проблемы исчезнут сами по себе. Однако даже спустя несколько лет у таких детей особых «подвижек» вперед нет. Остаются проблемы с речью, дети неправильно строят фразы, им трудно дается выговорить слова, состоящие из трех и более слогов, они искажают звуки, путают окончания. Да, он растет физически, но не разделяет интересов других детей его возраста. Малышу не интересно слушать сказки, считалки, то, что читают ему взрослые, рассматривать картинки. Он быстро устает и делает все, чтобы развивающее занятие побыстрее закончилось. Говорить, рисовать, лепить, конструировать такие дети начинают гораздо позже сверстников, им это неинтересно.

В школе с первых дней такие ученики не в состоянии работать вместе с классом. У них не получается чистописание, в тетрадках заводится грязь. Концентрировать внимание и запоминать информацию они не в состоянии, правила поведения не соблюдают, строить отношения с одноклассниками и педагогами не умеют. Обычно такие дети — инициаторы драк в классе, расторможены и задиристы, на замечания взрослых не реагируют. Дети в классе не хотят с такими забияками и двоечниками дружить, жалуются на них родителям и учителям. Однако сами маленькие забияки считают, что все в классе им симпатизируют.

Другой случай — ребенок с пониженным фоном настроения, но тоже с отставанием в развитии. Он ведет себя совсем по-другому: не может выполнять задания со всем классом, но старается сидеть тихо и незаметно, ни в чем не участвуя. Учитель такого ребенка просто потихоньку перетаскивает из класса в класс, ставя ему незаслуженные тройки, вместо двоек.

Специалисты считают, что ребенок с задержкой психического развития должен быть обязательно по окончании первого класса выведен на специальную психолого-медико-педагогическую комиссию для определения дальнейших перспектив его обучения. При благоприятном исходе малыш выравнивается, догоняет сверстников и может учиться по обычной общеобразовательной программе. В ином случае ребенку ставят диагноз «конституциональный инфантилизм» или «умственная отсталость».

Что можно сделать

Если вы обнаружили, что уже в раннем детстве ваш ребенок отличается от сверстников (не сидит, когда уже пора; не пошел и не заговорил вовремя), то пора бить тревогу. Обычно окружающие изо всех сил успокаивают родителей, говорят, что у них тоже такое было и это пройдет с возрастом. Уважаемые папы и мамы! Не слушайте никого, беспокойтесь!

  • Начинайте бегать по специалистам, тормошите педиатра и психоневролога. Требуйте, чтобы вам подробно объяснили, что за диагнозы фигурируют в карточке вашего ребенка.
  • Потратьте самостоятельно время на то, чтобы узнать возрастные показатели физической и психической нормы ребенка вашего возраста.
  • Не отказывайтесь от выписанных лекарств! Иногда они просто необходимы, чтобы преодолеть трудности при восприятии нового материала, плохой памяти и концентрации внимания.
  • Обязательно учите ребенка самообслуживанию. В первом классе он должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнии, зашнуровывать обувь.
  • Знакомьте малыша с внешним миром: водите на экскурсии в лес, парк, на речку, рассказывайте об окружающих предмета, вещах и их свойствах. Очень важен опыт, знакомящий детей с природой. Такой досуг с малышом позволит вам набрать природных материалов и устроить развивающее занятие дома: творите поделки из листьев, ракушек, камней, палочек; заведите зверушку или огород на подоконнике, аквариум, учите ребенка организовать уход за ними.
  • Доставайте развивающую литературу, но занимайтесь по предложенным методикам не дольше 5 минут первое время, постепенно увеличивая продолжительность занятия до получаса.
  • Особое внимание уделяйте игре — это основная деятельность детей. Играйте вместе «в дочки-матери», «в магазин», «в доктора» и т. д. Очень хорошо, если другие дети (причем необязательно с ЗПР) будут принимать участие в этих играх. Следите, чтобы ребенок понял правила игры и не нарушал их.
  • Очень важен телесно-эмоциональный контакт с ребенком — чаще берите его на руки, беседуйте «по душам», ласкайте.
  • Обязательно следите за соблюдением режима дня вашего чада. Ребенок с задержкой психического развития должен обязательно спать днем.

Если вам понравилась моя заметка, пожалуйста, твитнете или добавьте ее в закладки, ок?

© 2012, admin. Все права защищены.

Посмотрите еще:


Источник


Полезно знать: